Методы обучения

 

в музыкально-семейном воспитании.

 

Основные педагогические методы (наглядный, словесный, практический) применимы и в музыкальном семейном воспитании.

Наглядно-слуховой метод – основной метод музыкального воспитания. Если ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика и народная музыка, он, естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности (активных и более пассивных, нацеленных на непосредственное занятие музыкой и использование ее как фона для другой деятельности).

Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества. В детском саду для работы с детьми используются обычно крупные по размеру репродукции картин, иллюстрации, качество которых не всегда высоко. Дома же имеется возможность показать детям книги с репродукциями картин, рассказывая об эпохе, когда была сочинена музыка, народных традициях, обрядах, познакомить их с изображениями предметов быта, одежды.

Словесный метод также очень важен. Краткие беседы о музыке, реплики взрослого помогают ребенку настроиться на ее восприятие, поддерживают возникший интерес. Во время слушания взрослый может обратить внимание ребенка на смену настроений, на изменения в звучании (как нежно и печально поет скрипка, а теперь тревожно и сумрачно зазвучала виолончель, как сверкают и переливаются звуки челесты, треугольника, как грустно звучит мелодия).

Практический метод (обучение игре на музыкальных инструментах, пению, музыкально-ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.

Нужно широко использовать игровые ситуации, соблюдать меру в занятиях, следить, чтобы дети не переутомлялись, не начали скучать. Необходимо учитывать, что дошкольники не в состоянии подолгу заниматься одним делом, требуется смена музыкальной деятельности, применение разных ее видов, наглядности.

Известно, что заинтересовать детей чем-либо взрослый может, только когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и малышам. Поэтому очень важна культура общения взрослого с детьми.

 

Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребенок должен чувствовать себя защищенным, любимым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении.

«Какую музыку нужно слушать дома с детьми?»

 

Формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. Восприятие (слушание) музыки – один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности.

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Родители должны помнить, что этот период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение.

 

Рекомендуем слушать вместе с детьми дома в возрасте 3- 4 лет:

1. «Как у наших у ворот» (р.н.п. обр. Т.И. Ломовой)

2. «Моя лошадка» (муз. А. Гречанинова)

3. «Осенняя песенка» (муз. А. Александрова, сл. Н. Френкеля)

4. «Осенью» (муз. С. Майкапара)

5. «Колыбельная» (муз. С. Разоренова)

6. «Песенка петрушки» (муз. Г Фрида, сл. Н. Френкель)

7. «Зима проходит» (р.н.м. обр. П. Чайковский, муз. А.Филипенко)

8. «Солдатский марш» (муз. Р.Шумана)

9. «Праздник» (муз. М. Раухверга)

10. «Подснежники» (муз. В. Калинникова)

11. «Весною» (муз. С. Майкапара)

12. «Дождик и радуга» (муз. С. Прокофьева)

13. «Есть у солнышка друзья» (муз. Е. Тиличеевой, сл. Е. Каргановой)

14. «Мячик» (муз. М. Раухвергера)

 

Список музыкальных произведений, рекомендуемых

для проведения музыкотерапии:

Бах И. «Прелюдия до мажор», «Шутка»

Брамс И. «Вальс»

Вивальди А. «Времена года»

Кабалевский Д. «Клоуны», «Петя и волк»

 

Моцарт В. «Маленькая ночная серенада»

Песенки для малышей

 

Малыши – музыкальный народ. Они имеют музыкальные способности, о которых мы даже не подозреваем, и прямо-таки обожают петь. Душа ребенка чувствительна к песенной интонации, и нередко дети начинают петь «раньше, чем ходить». Сначала они поют так, как слышат. Здесь в полной мере проявляется их способность к подражанию. Постепенно в пении все больше проявляется индивидуальность малыша. Иногда дети (такую игру надо всячески поощрять) разыгрывают целые спектакли, держа в руках микрофон либо предмет, изображающий микрофон, и распевая песни, которые им нравятся.

Малыши мыслят конкретными, реальными образами. Поэтому научить их петь выразительно могут помочь доступные примеры из жизни. Скажем, вы поете ребенку песню «Зайка», где запев поется медленно, а припев – быстро. Возьмите куклу-зайку и сопровождайте исполнение песни его движениями. Во время запева кукла движется так же медленно, как и музыка, а во время припева – прыгает.

Можно использовать при пении и иллюстрации. Например, когда вы поете новогоднюю песенку – перед ребенком лежит рисунок Деда Мороза, Снегурочки или просто зимний пейзаж. Песенки о конях, петушке или лисе – изображения этих животных. Иллюстрации помогают маленьким певцам сосредоточить внимание, войти в образ песни.

Так же как и петь, малыши любят танцевать. Движения под музыку не только полезны для здоровья и помогают научиться координировать движения, но и развивают у них музыкальность, чувство ритма, да и просто доставляют радость. Не надо обладать специальными знаниями, чтобы помочь крохе овладеть простейшими танцевальными движениями.

Научите малыша покружиться под музыку, ритмично пристукнуть каблуком в такт, похлопать в ладоши и другим движениям. Часто маленькие дети танцуют, не слушая музыку. Обратите на это их внимание. Объясните также, что под музыку марша шагают бодро, делают четкие, уверенные движения. Под плавную музыку выполняются медленные, спокойные движения. Включайте музыку разного характера, и пусть малыши сами или вместе с вами под нее самостоятельно танцуют, придумывая те или иные движения. Вы увидите, насколько велики способности крохи к двигательной импровизации

Очень хорошо, когда танцам малыша учит старший брат или сестра. Не надо забывать один из важных принципов педагогики Марии Монтессори «Дети обучают других детей лучше, чем взрослые».

Неплохо при возможности пригласить друзей вашего ребенка и устроить групповые танцы. В этом случае взрослый или ребенок, умеющий танцевать, встает в центр круга, а все выполняют движения за ним.

Несомненно, что танцы, как и пение, внесут в жизнь малышей, а впрочем, и в вашу тоже, улыбку, хорошее настроение. Кроме того, наблюдая, как дети поют и танцуют, вы узнаете о них много нового, чего раньше не знали.

Ссылки на песенки:

 

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=13732849594023805344&text=танцевальные%20песенки%20для%20малышей&path=wizard&parent-reqid=1587052807415993-600280454508898096100244-prestable-app-host-sas-web-yp-204&redircnt=1587052815.1

 

https://www.youtube.com/watch?v=t-jaP5EObEk&list=PLpymlfURwK23xbj1P6EfqHVT8_s1cCHgo&index=5

 

https://www.youtube.com/watch?v=GnPTHcUTqo4&list=PLpymlfURwK23xbj1P6EfqHVT8_s1cCHgo

https://www.youtube.com/watch?v=gpbiYMb1zfQ&list=PLpymlfURwK23xbj1P6EfqHVT8_s1cCHgo&index=2

https://www.youtube.com/watch?v=8-GOJKTTUhw&list=PLpymlfURwK23xbj1P6EfqHVT8_s1cCHgo&index=3

https://www.youtube.com/watch?v=t-jaP5EObEk&list=PLpymlfURwK23xbj1P6EfqHVT8_s1cCHgo&index=5

 

 

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Музыкальная игра является важным средством развития музыкальной деятельности ребёнка. Музыкальные игры помогают привить любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты, вызвать интерес и желание участвовать в них. В результате ребёнок учится любить, ценить, понимать музыку и получает необходимые знания об основах музыкальной грамоты.

Большое значение имеет музыкально-игровая деятельность для общего физического развития двигательных умений: правильно ходить, бегать, прыгать, двигаться согласованно с музыкой.

Для музыкального воспитания и развития ребёнка в семье предлагаем вам музыкальные игры и песенки, вы можете играть и слушать песни как вдвоём, например ребёнок и мама, так и всей семьёй дома.

 

Ссылки на песни и игры:

https://yandex.ru/video/search?text=%D0%BA%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0%20%D0%BA%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%8F%D0%BC%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BB%D0%B0%20%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%20

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=8078076867661838360&text=%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%20-%20%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9&text=%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%20&path=wizard&parent-reqid=1587376994992332-296494641677393283700122-production-app-host-man-web-yp-147&redircnt=1587377003.1

 

 

официальный сайт Министерство просвещения  Российской Федерации

https://edu.gov.ru/

федеральный портал "Российское образование" - http://www.edu.ru

информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" - http://window.edu.ru

единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru

федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru

сайт управления образования администрации МО «Жигаловский район» - http://zhiguo.ucoz.ru

сайт Министерства образования Иркутской области - http://38edu.ru