Консультации к теме "Здоровье"

         

 

Культурно - гигиенические навыки ребенка

Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Особое внимание надо уделять детям до пяти лет, которым "самостоятельное" умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. У детей старшего дошкольного возраста, 5 - 7 лет, следует совершенствовать уже приобретенные навыки и следить за неукоснительным и правильным их выполнением. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь.

 

 При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих. Если взрослые после утренней гимнастики принимают душ, то и ребенок считает естественным его обязательность. В семье, где родители, старшие братья и сестры не сядут за стол, предварительно не вымыв руки, и для малыша это становится законом. Но общий правильный уклад жизни в семье еще не гарантирует усвоение ребенком всех доступных ему навыков. Их воспитанию приходится уделять специальное внимание.

 

 Прежде всего, следует обеспечить постоянное, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Но не менее важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык. Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки.

 

 Не следует торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он научается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или другое, а в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность. Но проверять, правильно ли ребенок все сделал, приходится на протяжении всего дошкольного возраста.

 

 Хорошо сформированные навыки выполняются ребенком легко и быстро, по собственной инициативе, без напоминаний. Если он и забудет о каком-либо из них, например прибежит и сядет за стол, не вымыв руки, то малейшего намека, напоминания оказывается достаточно, чтобы он (даже несколько смущенно) исправил свою ошибку. Но если у ребенка соответствующие навыки не сформированы, то выполнение их требует от него больших усилий. Нередко возникают малоприятные и для родителей, и для него "переговоры": "Ваня, ты забыл вымыть руки". - "Они у меня чистые". - "Все равно перед обедом надо вымыть". - "Я их недавно мыл"...

 

 После ночного сна и утренней гимнастики ребенку полезнее всего принять душ. Он моет руки, лицо и освежает все тело под струями воды.  Температура воды (как при всех общих водных процедурах) вначале должна быть близкой к температуре тела. К концу приема душа ее можно снизить на 2° по сравнению с началом, потом опять повысить и снова снизить. Если же душа в доме или на даче нет, детей с 3 - 4 лет следует приучать по утрам мыться до пояса. Необходимо, чтобы после душа или умывания ребенок вытерся насухо.

 

 Раз в неделю ребенка моют особенно тщательно (в этот день моют и голову с мылом). Если ребенок ежедневно не принимает душ или ванну, то его надо купать 2 раза в неделю.

 

 В дошкольном возрасте дети должны и могут усвоить, что мыть руки надо перед едой, после пользования уборной, по возвращении с прогулки, игры с животными и всегда, когда они грязные.

 

 Ноги надо мыть не только перед ночным сном (даже если нельзя было принять общую водную процедуру), но и перед дневным. Особенно важно это правило соблюдать летом.

 

К навыкам личной гигиены, которые ребенок должен усвоить в дошкольном возрасте, относится и уход за полостью рта. С трехлетнего возраста ребенка следует научить полоскать рот, с четырех лет - правильно чистить зубы (сверху вниз - вверх, с наружной и внутренней стороны) перед ночным сном. Утром после сна достаточно полоскать рот. Полоскать рот теплой водой надо и после еды.

 

 

 

 

 

 

 

 Волосы следует причесывать не реже двух раз в день (и своей собственной расческой!).

 

 

 

 

 

А всегда ли у вашего ребенка в кармашке чистый носовой платок?

 

Умеет ли он сам замечать непорядки в одежде: развязался шнурок, расстегнулась пуговка, - и сразу их устранять?

 

Вытирает ли он ноги, входя в помещение?

 

 

 

Уважаемые родители!

       Обратите внимание на то, знает ли ваш ребёнок   названия частей тела и лица человека, их функции. Знает ли правила личной гигиены, выполняет ли их. Поговорите с ребенком о том, как человек может позаботиться о своем здоровье.

   

1.     «Скажи что делаем?» 

Головой мы (что делаем?) – думаем; ушами… - слушаем; глазами… - смотрим; носом… - дышим, нюхаем; ртом… - едим, пьем, говорим; руками… - берем, держим, трогаем, рисуем и т.д.

 

3.     Попросите ребенка показать левую (правую) руку (ногу), рассказать, что находится слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади.

 

4.      «У кого что?»


У птицы клюв, а у меня –

У птицы крылья, а у человека –

У птицы перья, а у человека –

        

Птица клюет, а я –

У птицы птенцы, а у мамы –

Птица летает, а человек


5.«Расскажите, какие?» глаза – светлые, ясные, большие, черные и т.д.

 

 6.     «Скажи наоборот».


Большой – маленький,

трудолюбивый – ленивый,

 детский – взрослый,

грустный – веселый,

смелый – трусливый,  

злой – добрый,

говорить – молчать,

низкий – высокий,

глупый - умный,

широкий – узкий.


 

7.     Подумайте, что у человека по одному, по два: два уха, два  глаза, две щеки, одна голова, одно туловище и т.д.

 

 10. Объясните, почему мы так говорим:

«Хоть бы одним глазом взглянуть».

«Сидеть, сложа руки».

«Пропустить мимо ушей».

 

8.Какое слово не подходит?

 

Кость, окостенеть, кисточка, костлявый, костоправ.

Рука, рученька, ручной, срочно, однорукий.

Палец, палка, пальчик, пальцевой.

Голова, головушка, голый, головастик.

 

9.Что общего и чем отличаются?

 

Девочка и кукла, человек и кот, человек и обезьяна

 

10.Подумай и ответь

Согласование существительных с числительными.

 

Сколько глаз у двух детей? (У двух детей четыре глаза)

Сколько ушей у четырёх мальчиков?

Сколько лап у двух курочек?

Сколько лап у двух кошек?

Сколько пальцев на двух руках?

Сколько ушей у двух мальчиков?

Сколько ушей у двух собак?

Сколько пальцев на правой ноге?

Сколько носов у четырёх мальчиков?

 

11.Один – много

 


Лоб – лбы

Рот – рты

Локоть – локти

Нос – носы

Глаз – глаза

Ухо – уши

Щека – щёки

Бровь – брови

Бок – бока

Ноздря – ноздри

Палец – пальцы

Коленка - коленки


 

12.Найди ошибку

 

Руками прыгают, а ногами трогают

Глазами нюхают, а носом смотрят

Ушами едят, а ртом слушают

Ногами хлопают, а руками топают

Ногтями берут, а руками царапают

 

13.Как ты думаешь, что случится, если человек перестанет:


- умываться;

- чистить зубы;

- есть;

- пить;

- гулять;

- расчёсывать волосы.

 

 

     Ребёнок чётко указывает на упоминаемую в стихотворении часть тела (своего или куклы)

 


Есть на пальцах наших ногти,

На руках – запястья, локти.

Тёмя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Бёдра, пятки, двое стоп,

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна.

Есть у нас на голове

Уха два и мочки две.

Брови, скулы, и виски,

И глаза, что так близки.

Щёки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой.

Вот что знаем мы с тобой!


 

 

Шуточный рассказ «Голова»

 

Жила-поживала голова. Вверху у неё темя, сзади – затылок, по бокам были уши, а впереди было лицо. У головы был трон – шея. Голова важно сидела на шее. А шея с туловищем дружила, шея туловищем дорожила. У туловища были руки и ноги. У рук были лопатки, а у ног пятки. У рук были локти, а у пальцев ногти. Все части тела важны, все человеку нужны!

 

Найди ошибку

 

Ноздри нужны глазам. Ресницы нужны ушам. Подбородок нужен кулаку. Локти нужны ногам. Колени нужны шее. Ногти нужны голове. Затылок нужен пяткам. Лопатки нужны животу.

 

 

Сказка «Великан и Гномик»

Образование слов с увеличительными и ласкательными оттенками.

 

Жил-был Великан. У него был не нос, а  … (носище), не глаза, а … (глазищи), не губы, а … (губищи), не руки, а … (ручищи), не кулаки, а … (кулачищи), не локти, а … (локтищи), не ноги, а …ножищи), не ногти, а … (ногтищи).

У Великана был не дом, а … (домище). А рядом стоял домик, в котором жил Гномик. У него был не нос, а … (носик), не глаза, а … (глазки), не губы, а … (губки), не руки, а … (ручки), не кулаки, а … (кулачки), не локти, а … (локотки), не ноги, а …ножки), не ногти, а … (ноготки).

Великан был громадный, а Гномик малюсенький. Но они весело жили и крепко дружили.


Консультация "Как с пользой провести выходные"

Как с пользой провести семейный вечер.

 

Отвели ребенка в сад,

 

Мама рада, папа рад,

 

Не мешает им никто

 

Делать это, делать то!

 

Час прошел, и два, и три

 

Что-то тягостно внутри…

 

Ну-ка папа быстро в сад –

 

Возвращай дите назад!

 

Ребенок дошкольного возраста, посещающий детский сад, находится в большой и шумной компании своих сверстников. Часто приходя вечером домой, он становится не управляемым, носится, как метеор, кричит, хохочет, легко срывается на слезы… Мама и папа удивляются. А зря! Попробуйте сами провести несколько часов в большой компании – и у вас к вечеру заболит голова, накопится раздражение, появится желание быстрей уйти домой. А ваш ребенок проводит в такой обстановке целый день, поэтому к вечеру бурлящее напряжение готово вырваться вместе со слезами, криками, капризами.

 

Уставшему родителю, придя вечером после работы домой, очень хочется тишины и покоя, но маленький непоседа требует к себе внимания, всячески стараясь привлечь родителей, часто баловством и непослушанием. Вечер может быть спокойным и умиротворенным, но порой он превращается в сущий кошмар как для родителей, так и для ребенка. От чего это зависит? Нередко от нас самих. Главная ошибка родителей, придя вечером с работы сразу же начать заниматься домашними делами, не уделив время для общения с ребенком, а ведь он не видел вас целый день и успел ужасно соскучиться! Согласитесь, никому не понравиться оказаться на месте человека, от которого всячески стараются быстрее избавиться, а дети особенно тонко чувствуют родительское настроение. И так, как же интересно и полезно провести вечер в семье.

 

Всем хорошо известно, что лучший способ общения с ребенком – это игра. Она позволяет раскрепоститься, расслабиться. Постарайтесь соблюдать несколько простых правил. Во-первых, выбор – играть или не играть – должен всегда оставаться за ребенком. Возможно, как раз сегодня он настолько устал, что захочет просто погулять или почитать. Во-вторых, «вечерняя» игра не должна быть шумной, активной, сопровождаться беготней и криками.

 

Хорошо помогает снять напряжение и дать выход энергии игра «Рвакля». Приготовьте ненужные газеты, журналы, бумаги и широкое ведро или корзину. Ребенок может рвать, мять, топтать бумагу, а потом бросать ее в корзину.

 

Все дети любят рисовать, это занятие в конце дня поможет малышу «выплеснуть» на бумагу весь негатив прошедшего дня, либо наоборот: вы можете предложить нарисовать самое приятное и запоминающееся событие дня, а в конце недели провести вместе анализ рисунков и определить самое значимое и важное для вашего ребенка.

 

Также все дети очень любят слушать сказки на ночь, необходимо с детьми обязательно читать, а потом обсуждать то, что прочитали. Если ваш непоседа любит пофантазировать, можете придумывать сказку вместе. Желательно чтобы имена главных героев начинались с букв Ваших имен, им было столько же лет, например, сынишку зовут Сережа, а мальчик в Вашей Сказке будет Сёма, тогда вы сможете с помощью выдуманного героя помочь вашему малышу решить какие либо проблемные ситуации, возникающие в его самостоятельной жизни.

 

Можно играть с ребенком, когда идете домой из детского сада. Я вам предлагаю разноцветную прогулку. Понедельник объявляем желтым днем! Соревнуемся с ребенком, кто быстрее увидит на улице пять (используйте числа, известные ребенку) желтых домов и все квадратное. А какие предметы на улице желтого цвета? Этот цвет теплый или холодный? Какие сказочные герои желтого цвета?

 

Вторник – зеленый день! Игра та же, но ищем все зеленое и круглое.

 

Среда – день красного цвета! В среду мы будем искать буквы, написанные красным цветом. Конечно, попутно мы их будем называть.

 

Четвергу достался голубой цвет! Можно поиграть в игру «земля, воздух и вода». Произносите одно из слов, например, вы сказали «вода», он должен назвать обитателя воды, если «воздух» - назвать птицу, «земля» - насекомое или животное.

 

Пятница пусть будет белой! Посчитаем все белые автомобили, которые нам встретятся, и найдем все предметы треугольной формы.

 

Выходные суббота и воскресенье будут настоящими разноцветными днями! Закрепляем знание разных цветов, и их оттенков у малыша.

 

Давайте возможность детям вам помогать, давайте им различные поручения и не забывайте, что мы воспитываем будущих мужчин – пап, будущих женщин – мам. Можно просто сделать легкий ужин и в его приготовление вовлечь своего маленького помощника.

 

Отличных семейных вечеров Вам, любите своих детей и дружите с ними!


 

 

Консультация для родителей: Тема: Поощрение или наказание ребенка

Цель: Содействовать установлению благоприятного микроклимата в семье.

 

Задачи:

 

1. Показать родителям, как услышать и понять своего ребенка.

 

2. Познакомить родителей с педагогическими формами и методами наказания и поощрения.

 

3. Повысить уровень педагогической культуры родителей.

 

Ход мероприятия:

 

Добрый вечер, дорогие родители, я очень рада, что вы нашли время прийти на нашу консультацию. Я хотела бы начать нашу встречу с небольшой игры, которая поможет нам раскрепоститься, расслабиться, просто улыбнутся. Наша игра называется «Скажи соседу приятное». Например: «Надежда Анатольевна вы сегодня прекрасно выглядите». Надежда Анатольевна говорит: «Елена Вячеславовна у Вас сегодня замечательный шарфик…»

 

В этот замечательный вечер мы собрались в нашей группе для обсуждения такого интересного и очень важного вопроса как «Поощрение или наказание ребенка», целью, которой является вопрос: Можно ли наказывать ребенка? Не нанесет ли это вред и психологическую травму нашему любимому чаду?

 

Давайте сначала поразмышляем, что такое воспитание (ответы родителей).

 

А в словаре русского языка С.И. Ожегова такое толкование этого понятия: «Воспитание – вырастить ребенка, дав образование, обучив правилами поведения». В Википедии (свободная энциклопедия) – «Воспитание – целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями».

 

По определению академика И. П. Павлова воспитание – это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

 

Что же такое – воспитание детей?! «Воспитание детей – целенаправленная деятельность, призванная сформировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений». Воспитание ребёнка дошкольного возраста складывается не только из положительного взаимоотношения взрослых и ребенка, или ребенка и его сверстников (похвала, поощрений, дружба, доверительные отношения), но и из отрицательных (порицание, запрет, наказание). Наказание и поощрение являются направляемыми путями воспитательного процесса. Наказывать или не наказывать ребёнка? Вот в чем вопрос. Как наказывать? Как поощрять?

 

Детские проступки и шалости весьма разнообразны. По мотивам их можно условно разделить на 4 группы:

 

1. Проступки невольные, которые совершаются детьми в силу неведения, отсутствия житейского опыта или необходимых полезных привычек. Если ребенок нарушает определенные правила в силу своего возрастного невежества, неумышленно, то наказание будет несправедливым и, следовательно, не принесет пользы. В данном случае справедливо будет ограничиться терпеливым разъяснением неизвестной ему нормы, так как ошибка не есть проступок. Источником или мотивом данной группы проступков является познавательное отношение ребенка к окружающему, попытка заглянуть внутрь вещей. Дети дошкольного возраста пытаются найти ответы на ряд вопросов, не обращаясь непосредственно к взрослому, а действуя самостоятельно: например: Мама ругает Никиту за то, что он сломал машину. А он ее не ломал, а пытался узнать, что находится внутри. Это идет познавательно-экспериментальная деятельность.

 

2. Проступкишалости, которые являются вариантом игры. Они характерны для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Взяв на себя определенную роль в игре, ребенок забывает обо всем, сосредоточивая внимание лишь на действиях разыгрываемого персонажа. «Я – волк, я буду кусаться», – говорит трехлетний Миша. Он начинает рычать, хватает зубами кофту, юбку бабушки, а потом больно кусает за руку. Таким образом, Миша не злоумышленник. Им руководит самые благородные намерения, самые честные порывы, и если взрослые не поняли его, то виноваты сами, так как часто забывают, что дети мыслят иными категориями, чем мы, взрослые.

 

3. Проступки, вызванные переутомлением ребенка, перевозбуждением его нервной системы. Виноваты в этом, чаще всего, бывают родители, так как не организовали интересную деятельность самого ребёнка.

 

Для всех групп характерными признаками поведения ребенка являются активность, инициатива и изобретательность, но не преднамеренность. К сожалению, родители иногда склонны видеть проступки там, где их в действительности нет. Наказания в таких случаях приносят только вред физическому и моральному здоровью ребенка. Например, Дима накатался на санках, набегался по сугробам. Мальчик получил большое удовольствие. Но вот беда: он весь в снегу, да и в валенках полно снега. Надо бы скорее домой, а он, разгоряченный, потный, под холодным, пронизывающим ветром снимает пальто, вытряхивает его, затем поочередно сбрасывает валенки и выколачивает из них снег. Все это он делает потому, что мама однажды в подобном случае заявила: если он еще раз появится в таком виде, она больше не пустит его гулять. В таких случаях лучше вместо раздраженных окриков предложить ребенку быстро переодеться и принять посильное участие в чистке одежды. Как видим, неразумные требования родителей и их необоснованные наказания толкают детей на хитрость и обман.

 

Необходимо терпимей относиться к детским шалостям, происходящим от их неугомонной энергии. Уместно использовать переключение внимания на другую, более полезную и интересную для детей деятельность. Замечательный русский педагог П. Ф. Лесгафт учил родителей иногда «не замечать» проступка ребенка, в особенности, если этот проступок – случайное явление. «Где меньше надзирающих глаз и карающих рук, там такие явления легче проходят бесследно, умная мать всегда сумеет вовремя промолчать и неважное не заметить», – писал он. Нужно уметь прощать ребенка. Прощение затрагивает самые чувствительные уголки его души, и он искренне раскаивается и благодарен вам за доверие. Не должно быть шумных сцен из-за разбитой тарелки, из-за пятнышка на скатерти».

 

4. Наказание допустимо за преднамеренные проступки, когда ребенок сознательно игнорирует разумные требования отца и матери, когда игнорируются общепринятые нормы поведения. Но доля таких проступков в поведении дошкольников весьма незначительная. Они случаются именно там, где уже допущены серьезные ошибки, просчеты в воспитании детей.

 

Какие же основные условия необходимо соблюдать, чтобы правильно применять и поощрения, и наказания?

 

Использование поощрений и наказаний основывается на одном из ведущих принципов нравственного воспитания – уважении к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Какой бы ни была форма предъявления требований к ребенку, она не должна унижать достоинства личности, а, наоборот, пробуждать инициативу, желание быть лучше. Уважать ребенка – это значит считаться с его правами, жизненными потребностями, самолюбием, верить в его возможности, доверять его уму, самостоятельности, стремлению быть хорошим. Уважать ребенка – это значит проявлять деликатность, такт в обращении с ним, уметь выслушать его, а главное понять его; уметь сохранять выдержку даже тогда, когда детское непослушание вызывает у нас раздражение.

 

В воспитании не должно быть места необоснованным запретам. По этому поводу замечательный французский просветитель Ж.-Ж. Руссо писал: «Все, что можно разрешить ребенку – разрешайте сразу, чтобы у него не возникло подозрения, что вы по своей воле что-то ему можете запретить, а то, чего разрешать нельзя – нужно сказать свое твердое «нет».

 

Никогда нельзя наказывать ребенка в запальчивости. Даже справедливое наказание сгоряча воспринимается ребенком как несправедливое, как проявление «злости» взрослого. Нельзя злорадно говорить при наказании «будешь знать», «так тебе и надо» и т.д., наоборот, надо спокойно сказать: «Видишь, к чему приводит баловство? И тебе и мне неприятно. Я уверен, ты больше не будешь этого делать». Нельзя требовать от ребенка, чтобы он подчинился немедленно и беспрекословно. Это противоречит не только его возрасту, но и смыслу.

 

Теперь обозначим наиболее часто встречающиеся виды наказания: ставят в угол, бьют рукой, ремнем, кричат.

 

Физические наказания остаются популярными у наибольшей части родителей. Физические наказания, несмотря на тот вред, который они приносят, весьма эффективны. Но вся беда в том, что только на время, и только пока страх господствует над ребенком. Если родители часто используют физическое наказание, то они сами попадают в прямую зависимость от них. Эти наказания приходится постоянно ужесточать, ведь ребенок привыкает к ним, а вскоре и вовсе перестает бояться. Сначала они привыкают к подзатыльникам, потом к шлепку, затем к ремню. Встает вопрос: «Что делать дальше?». Часто от родителей можно услышать такую фразу: «Совсем обнаглел, ничего не боится». А чего, скажите бояться, если ты с детства приучен к ремню. Только что делать, когда даже ремень теряет свою эффективность, можно конечно ужесточить наказание, но боюсь что это ужесточение можно назвать пытками. Вы готовы воспитывать ребенка в таких условиях?

 

Тогда рассмотрим следующий вид наказания – крик. Крик взрослого не является безобидным сотрясением воздуха – это, по сути, битье ребенка словами. Но не только крик, даже неосторожно сказанное слово может травмировать ребенка дошкольного возраста. Вот как дети воспринимают крик: «Очень сильно на меня кричат», «Папа языком бьет», «Лучше бы ударили один раз», «Ты лучше меня убей». Особенно чувствительны к крику девочки. Неосторожно сказанное слово способно не только вызвать бурную реакцию, но и стать травмой детства, которая может напоминать о себе через много лет в супружеских отношениях заостренной чувствительностью к словам, фразам, выражениям любимого человека.

 

Итак, наказывать физически нельзя, кричать нельзя, а что же тогда можно? Приемлемыми наказаниями служат запреты, лишения чего-либо, отсутствие улыбки, беседа с использование строгого тона. Очень важно проговорить ребенку свои истинные чувства, причем на лице в это время данные чувства должны отражаться. Если родитель, ругая ребенка, беседуя с ним на серьезные темы, улыбается ребенок остается в растерянности, какую информацию ему воспринимать – вербальную (речь) или невербальную (язык тела). А иногда думает, что родитель лжет, ведь как можно говорить об обиде с улыбкой на лице. Если мы чем-то не довольны, о наших эмоциях должен говорить не только язык, но и тело (мимика, жесты).

 

Теперь о поощрениях Психологический смысл поощрения состоит в том, чтобы ребенок закрепил хорошее поведение, отношение и в дальнейшем делал, выполнял, поступал также правильно и хорошо, как сейчас. Поощрение детей требует особого внимания родителей, поскольку завершение какого-то дела, достижение того, за что мы хотим ребенка поощрить, само по себе сопровождается чувствами радости, гордости. Эти чувства возникают и без поощрения, они и являются наградой за те усилия, которые приложил ребенок. Многочисленные психологические эксперименты, проведенные с детьми разного возраста, показали, что чем меньше вознаграждение, тем сильнее изменения. Как ни парадоксально это звучит, но при минимальном вознаграждении удовлетворенность от работы больше.

 

Например, очень часто родители малышей попадают в собственную ловушку, когда начинают приносить каждый вечер ребенку в детский сад подарок – поощрение за то, что малыш был без мамы и папы. Проходит немного времени, и вот уже ребенок, выбегая в раздевалку к родителям, первым делом интересуется тем, что ему принесли. Таким образом, подарок вытеснил радость от встречи с родителями. Более того, отсутствие обязательного поощрения после детского сада может вылиться в скандал на тему: «Ничего не принесли».

 

Подводя итог нашей с вами консультации, можно сказать, что как поощрения, так и наказания не должны быть чрезмерны. Для вашего внимания, мы вам предлагаем небольшие памятки, в которых сформулированы некоторые правила, используя которые вы, дорогие родители сами определите, как поощрять и наказывать своего ребенка.

 

Памятка для родителя

 

* Чем разнообразнее поощрения, тем они действеннее. При этом поощрения не должны восприниматься как подарок ко дню рождения, его все равно получишь. Чтобы поощрения выполняли свою функцию, они должны быть четко увязаны с действиями ребенка. Неожиданная награда лучше запомниться, а конфета за каждую пятерку теряет свою роль «быть поощрением».

 

* Использовать минимальные вознаграждения, поскольку они оставляют место для тех ощущений радости, которые сопровождают успех и достижения ребенка. Выбирая подарок для поощрения ребенка, необходимо понимать, что это лишь символ успеха.

 

* Дети дошкольного возраста чувствительны к словам значимых для них взрослых, поэтому поощрением для них могут служить удачно подобранные фразы и слова.

 

* Давать особо почетные поручения, когда ребенку доверяется, поручается нечто большее, чем обычно.

 

* Поощрять не только за результат, но и за попытку ребенком достигнуть результата, за старание сделать хорошо и т.п.

 

* Поощрений в количественном соотношении должно быть больше, чем наказаний, для создания положительного фона воспитательного процесса.

 

* Прежде чем наказывать, узнайте причину плохого поведения ребенка. Не всегда отрицательный результат есть плохое поведение. Иногда отрицательный результат, это попытка исследовать свои возможности. Ребенок решил сделать сюрприз и украсил отполированный шкаф пластилиновым панно. В этом случае ребенка необходимо похвалить за результат, сделав акцент на том, что это панно лучше бы выглядело на картоне, и к тому же появилась бы возможность перемещать его по квартире. Не спешите отдирать его от шкафа, сначала подготовьте к этому ребенка – ведь это его достижение.

 

* Наказание должно быть значимо для ребенка, иначе оно теряет свой смысл и не служит для прерывания нежелательного поведения. Если ребенка наказывают, оставляя его дома, а он при этом и не хотел идти в гости, то вряд ли это событие можно считать наказанием.

 

* Ребенок может принимать участие в вопросах выбора поощрений и наказаний. Дети подчас бывают очень справедливы в поиске подходящего для себя наказания, чувствуя доверие которое оказали ему родители. Осуществляя выбор, они к тому же лучше запоминают, что может последовать за определенным поведением, и это повышает их ответственность.

 

* Не используйте в целях наказания бойкот, лишение любви (фразы типа «Я тебя не люблю!»), физические наказания, крик.

 

* Наказание не должно быть длительным по времени. Наказание должно быть по времени как можно ближе к проступку, особенно для детей дошкольного возраста. Через 30-40 минут ребенок уже не вспомнит, что его побудило так поступить, а не иначе.

 

* В каждом последующем наказании не упоминайте о предыдущих грехах, это только закрепляет плохое поведение ребенка.

 

* Лучше использовать поощрения, чем наказания. Если нужное поведение поощрять, а не нужное игнорировать, то необходимые навыки формируются быстрее, чем использование и поощрения, и наказания.

 

* Поощрения и наказания должны исполняться. Очень важно, чтобы обещанная награда бала получена (как в положительном, так и отрицательном смысле), а поэтому не стоит давать невыполнимых обещаний. Не выполняя обещания, вы теряете свой авторитет.

 

* Оценивая работу ребенка – оценивайте ее реально. Ребенок не слеп, он видит, что у него получилось, а что не получилось. Если работа не очень удалась, оцените ее реально, отметив, что на сегодня и это неплохой результат, а завтра может быть еще лучше. Оценивая неудачные работы, давайте подкрепление ребенку. Расскажите ему о том, что и у вас не всегда все получается, но для человека нет ничего невозможного.


Памятки для родителей

Памятка для родителей

 

Уважаемые родители!

 

1. Если Вы привели ребенка после начала какого-либо режимного момента, пожалуйста, разденьте его и подождите вместе с ним в раздевалке до ближайшего перерыва.

 

2. Педагоги готовы беседовать с Вами о Вашем ребенке утром 8.15 и вечером 17.00. В другое время педагог обязан работать с группой детей и отвлекать его нельзя.

 

3. К педагогам группы независимо от их возраста необходимо обращаться на Вы, по имени и отчеству.

 

4. Спорные и конфликтные ситуации нужно разрешать в отсутствие детей.

 

5. Если Вы не смогли решить какой - либо вопрос с педагогом группы, обратитесь к методисту или заведующей.

 

6. В детском саду работает педагог- психолог, к кому Вы можете обратиться за консультацией и индивидуальной помощью по всем интересующим Вас вопросам относительно воспитания ребенка.

 

7. Просим Вас проследить, чтобы в карманах ребенка не было острых, режущих и колющих предметов.

 

8. Просим не давать ребенку в детский сад жевательную резинку.

 

9.Если Вы считаете необходимым давать ребенку с собой какие-то лакомства, то, пожалуйста, ограничьтесь несколькими карамельками в фантиках.

 

10. Детям не разрешается брать личные вещи других детей, в том числе и принесенные из дома игрушки; портить результаты труда других детей.

 

11. Детям не разрешается «давать сдачи», так же как и нападать друг на друга. Это требование продиктовано соображениями безопасности каждого ребенка.

 

 

 

 

 

Памятка для родителей

 

Ваш малыш пришел в детский сад.

 

Для него началась новая жизнь.

 

Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить ряд рекомендации:

 

  1. Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.
  2. Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении
  3. Будьте терпеливы.
  4. Формируйте у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены
  5. Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.
  6. Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его внимательно.
  7. Если Вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия)
  8. Говорите с ребенком короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые и понятные объяснения.
  9. Спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь?»
  10. Каждый день читайте ребенку. Заботьтесь о том, чтобы у него были новые впечатления.
  11. Занимайтесь с ребенком совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте…..
  12. Поощряйте любопытство.
  13. Не скупитесь на похвалу.
  14. Радуйтесь Вашему ребенку!

 

 

 

 

 

Что делать, если ребенок…..

 

Плохо адаптируется к детскому саду:

 

1) выяснить причину;

 

2) выяснить как можно больше об особенностях и привычках ребенка: - как называют ребенка дома; - чем ребенок больше всего любит заниматься; - особенности поведения; - привычки ребенка; - состояние здоровья;

 

3) приучать ребенка к ДОУ постепенно;

 

4) попросить родителей принести любимую игрушку, семейную фотографию или какой-то предмет;

 

5) давать возможность ребенку эмоционально разрядиться.


Говорит грубые слова

 

1) объяснить ребенку, что такие слова говорить нельзя;

 

2) показать, какими словами можно заменить грубость;

 

3) не ругать его;

 

4) не угрожать ребенку наказанием;

 

5) дать возможность ребенку выплеснуть его агрессию другим способом, например в игре;

 

6) отвлечь ребенка.

 

Кусает других детей:

 

1) выяснить причину подобного поведения;

 

2) если ребенок исследует окружающее, твердо сказать ему «нельзя»;

 

3) если ребенок выразил таким образом протест, прежде всего уделить внимание «жертве»;

 

4) попросить ребенка пожалеть обиженного им малыша;

 

5) обязательно отреагировать на укус, не оставлять его без внимания;

 

6) объяснить ребенку, почему нельзя кусаться;

 

7) не кричать на ребенка, не шлепать его;

 

8) не стыдить ребенка;

 

9) уделить ребенку внимание.

 

 

 

Уважаемые родители!

 

Внимательно прочтите это стихотворение

 

и пусть оно поможет Вам в дальнейшем воспитании ваших детей

 

 

 

Детские лица, на них печать старости.

 

Видимо, мало для них в жизни радости.

 

С мамой и папой шутить им нельзя.

 

Родителям дети совсем не друзья.

 

 

 

Детей учим жить кулаком и ремнем.

 

За двойку, проступок - их давим и бьем.

 

Они рядом с нами и вроде без нас...

 

Обнять, приласкать - все, что нужно сейчас.

 

 

 

Дороже детей вам с подругою спор:

 

Часами ведется пустой разговор.

 

С ребенком своим поболтать нету сил.

 

Зато ваш мужчина безумно вам мил.

 

 

 

Мы курим, гуляем и водочку пьем,

 

При детях скандалы без счета ведем.

 

Мы продали душу, забыли о том,

 

Что должен святым быть родительский дом.

 

 

 

Должно стать уютно и радостно в нем,

 

Чтоб было желанье вернуться в тот дом,

 

Где детство прошло, где любили тебя,

 

Где лишь добротой направляли дитя.

 

 

 

 


Памятка родителям от ребёнка

 

1. Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

 

2. Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.

 

3. Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.

 

4. Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.

 

5. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить - это поколеблет мою веру в вас.

 

6. Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только затем, чтобы просто расстроить вас. А то затем я попытаюсь достичь еще больше “побед”.

 

7. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: “Я вас ненавижу”. Я не имею буквально это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.

 

8. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став “плаксой” и “нытиком”.

 

9. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

 

10. Не позволяйте моим дурным привычкам привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит меня на их продолжение.

 

11. Не поправляйте меня в присутствие посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимание на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.

 

12. Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится намного слабее. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги, но поговорите со мной об этом несколько позже.

 

13. Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.

 

14. Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки - смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не чувствуя, что я ни на что не годен.

 

15. Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.

 

16. Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.

 

17. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.

 

18. Не забывайте, я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

 

19. Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.

 

20. Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне чересчур много внимания.

 

21. Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я вообще перестану задавать их вам и буду искать информацию где-то на стороне.

 

22. Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались.

 

23. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.

 

24. Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим. Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

 

25. Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и ободрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.


Памятка родителям «Основные семейные традиции»

 

 

 

·       Традиция празднования дней рождений – это одно из первых знаменательных событий в жизни ребенка. Подчеркивает значимость каждого члена семьи. Приносит радость, настроение, предвкушение праздника как детям, так и взрослым. Особая подготовка, подарки, угощение выделяют этот день из череды других.

 

·       Домашняя уборка, раскладывание игрушек по местам, домашние обязанности членов семьи. Постоянство, упорядоченность для ребенка обеспечивает безопасность мира, реализуют важную для него потребность. Домашние обязанности с малых лет включают ребенка в жизнь семьи, дают право разделить наравне со всеми домочадцами ответственность, позволяют проявить заботу.

 

·       Совместные игры с детьми. Очень важно то, что родители делают вместе с детьми, показывая пример, обучая ребенка различным навыкам, знакомя с разнообразными занятиями, проявляя свои чувства, настроения. Для любого человека важен интерес к деятельности.

 

·       Семейный совет, на который собираются все члены семьи. Для того чтобы вместе обсудить ситуацию, спланировать дальнейшую жизнь на определённый период, обсудить бюджет семьи, её расходы. Это позволяет ребенку быть в курсе семейных событий, участвовать в важных решениях, иметь право голоса, нести ответственность.

 

·       Традиции гостеприимства, семейный обед. Считается, что хлебосольство – национальная традиция, это объединяет многие семьи, укрепляет дружеские связи.

 

·       Празднование знаменательных событий в жизни семьи: дня рождения семьи, юбилея, особых успехов в работе и учёбе (окончание школы, вуза, награждение родных и т.п.).

 

·       Сказка на ночь;

 

·       Пожелания доброго утра, спокойной ночи, поцелуй перед сном, встреча по возвращении домой. Такие контакты с ребенком даже в старшем возрасте очень важны. Ведь условием формирования положительного восприятия мира является внимание и забота со стороны взрослых. Тот ребенок, которому не хватает любви и ласки вырастает холодным и неотзывчивым. Выдающиеся педагоги говорят: «Человек очеловечивается, потому что другой человек интересуется им».

 

 

 

 


 

 

Памятка родителям «Организация игровой деятельности детей»

 

 

 

·     Начинать играть с ребёнком следует с самых простых игр, постепенно усложняя игровые задания.

 

·     Не стоит сразу разучивать очень много игр.

 

·     Учите ребёнка соблюдать правила игры, а не стараться выиграть и добиться первенства нечестным путём.

 

·     Внушите ребёнку, что не тактично радоваться, когда другие проигрывают.

 

·     Поощряйте ребёнка за успехи в игре словами, баллами и т.д.

 

·     Приучите ребёнка не обижаться, когда проигрывает; не падать духом и не злиться ни на победителя, ни на того, по чьей вине произошло поражение.

 

·     Важно, чтобы ребёнок хранил игровые предметы аккуратно, в специально отведённом для них месте.

 

 

 

 

 

Памятка родителям «Организация игровой деятельности детей»

 

 

 

Уважаемые родители!

 

Организуя игру ребенка и становясь ее участником,

 

помните следующие правила:

 

·  Вдумчиво, тактично, неназойливо руководите игрой.

 

·  Не диктуйте ребенку, что ему делать, постоянно поучая его.

 

·  Постарайтесь помочь ребенку советом, незаметно направить его игру в нужное русло.

 

·  Когда ребенок сам научится решать игровые задачи, по-своему выходить из затруднительного положения в игре, он обретает уверенность в своих силах.

 

·  У партнеров по игре ребенок учится играть с воображаемыми предметами.

 

·  Чем старше становится ребенок, тем более тонким и вдумчивым должно выть вмешательство в его игру.

 

·  Ребенок, овладевший самостоятельной игрой, чувствует себя по-настоящему счастливым, а благодарность взрослому за его незаметный кропотливый труд - распахнутые двери в прекрасный мир детской игры.

 

 


Памятка для родителей

 

«Создание благоприятной семейной атмосферы»

 

• Помните: от того как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

 

• Время для ночного отдыха каждому требуется сугубо индивидуально. Показатель один – чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.

 

• Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.

 

• Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать нейтральные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?».

 

• Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.

 

• Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребёнка о событиях в его жизни.

 

• Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.


Советы для родителей

 

«Некоторые вещи нельзя произносить НИКОГДА»

 

1.  Ты это сделаешь, потому что я так сказала! Или Мало ли чего ты не хочешь!

 

Ребенок станет пассивным, забитым, возможно, очень послушным, но слабым и зависимым от других.

 

НАДО спорить с ребенком, объяснять, почему НЕТ и отчего НЕЛЬЗЯ. Он почувствует себя уважаемым человеком, научится понимать других, высказывать свою точку зрения.

 

2.Не будешь этого делать, отдам тебя в детдом!

 

Ребенок верит и очень боится и сомневается в любви родителей. Особенно если в этот период появится младший ребенок. Комплекс неполноценности - «Я был такой плохой и никем не любимый, что пришлось заводить второго ребенка», останется с ним на всю жизнь.

 

НАДО отказаться от угроз и чаще применять похвалы и поощрения.

 

3. У меня от тебя голова болит! У папы от твоих выходок сердце прихватило!

 

У ребенка складывается впечатление, что он невольно может причинить непоправимую боль близким и дорогим людям. Он замыкается, уходит в себя и с годами превращается в одинокого чудака, который боится кого-то полюбить.

 

НАДО не жаловаться на невыносимые страдания, которые доставляет ребенок своим непослушанием. Тогда у ребенка возникает уверенность, что любить и прощать близкого человека - это здорово.

 

4. Чтоб ты провалился! Исчезни! Уйди с глаз долой! И чтоб я тебя не видела и не слышала!

 

До трёх лет ребенок ещё не понимает, что значит умереть, но с 5 лет он уже знает, что смерть - это когда человека не видно, не слышно, его закопали в землю, т.е. он провалился. Ребенок получил установку на то, чтобы его не было. Иногда это заканчивается суицидом.

 

НАДО предложить ребенку уйти в свою комнату (на кухню) и заняться каким-либо своим делом. А это уже установка на самостоятельность.

 

5. Не трогай, сломаешь! Как всегда, ничего не вышло! Ты растешь неряхой и неумехой. Я такого лентяя никогда в жизни не видела!

 

Ребенок приходит к выводу: «Мне незачем учиться! Все равно я неумеха». Или же он всю жизнь силой воли доказывает, что чего-то стоит. Но при этом не получая от своих успехов никакой радости.

 

НАДО помочь, поддержать, похвалить.

 

6. А Катя лучше танцует (поет, рисует...) лучше, чем ты! То есть не сравнивайте своего ребенка с кем-либо не в его пользу.

 

В итоге из него получится мизантроп, ненавидящий всё человечество или коварный интриган и карьерист, «идущий по головам».

 

НАДО как можно больше замечать успехи своего ребенка.

 

7. Ты плохой, не буду с тобой разговаривать!

 

Для ребенка самое непереносимое, когда его не замечают. Это уже не психология, а физиология. Чем меньше мы обращаем внимание на детей, тем ярче их выходки. Если даже он сегодня испугался и послушался,- жди сюрприза через неделю: проверка (замечают ли его) и маленькая месть.

 

официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации - http://www.mon.gov.ru

федеральный портал "Российское образование" - http://www.edu.ru

информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" - http://window.edu.ru

единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru

федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru

сайт управления образования администрации МО «Жигаловский район» - http://zhiguo.ucoz.ru

сайт Министерства образования Иркутской области - http://38edu.ru