"Играйте вместе с детьми"  
 
 
 

 

      Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают  игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр.  Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней  одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного  времени, чтобы был при деле.
 
     Те же родители, которые постоянно играют  с  детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как  одно  из важных средств воспитания. 
 
    Для ребёнка дошкольного возраста игра   является ведущей деятельностью, в которой   проходит его психическое развитие,   формируется личность в целом.
 
 Жизнь взрослых интересует детей не только   своей внешней стороной. Их привлекает   внутренний мир людей, взаимоотношения  между ними, отношение родителей друг к  другу,  к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к труду, к окружающим  предметам.
    Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками,  трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом,  накопленный опыт поведения, формы отношения.
 
    С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игры детей  становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству  исполняемых ролей, участников игры. В играх ребёнок начинает отражать не только быт  семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитанных ему  сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению.
 
   Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста  не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями применять имеющие знания, не  умеют фантазировать, другие, умея играть самостоятельно, не владеют организаторскими  способностями.
 
    Им трудно сговариваться с партнёрами, действовать сообща. Кто-то из старших членов  семьи, включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми, учить их играть  вместе. Партнёры-организаторы также могут играть вместе. Обычно каждый навязывает  другому свою тему игры, стремясь быть в главной роли. В этом случае без помощи  взрослого не обойтись. Можно выполнить главную роль по очереди, взрослому можно  взять второстепенную роль. Совместные игры родителей с детьми духовно и  эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими  людьми, укрепляют веру в свои силы.
 
    Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих. Растёт в глазах детей, а с ним растёт  любовь и преданность к близким. Хорошо, если дошкольник умеет самостоятельно затевать  игру, подобрать нужный игровой материал, построить мысленно план игры, сговариваться  с партнёрами по игре или сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное.  Тогда можно говорить об умении дошкольника играть. Но и эти дети требуют внимание и  серьёзного отношения к своим играм. 
 
      Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом,  сестрой. По ходу игры, спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков,  действий, утверждаясь, таким образом, в формах поведения.
 
     Младшие дошкольник 2-4 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть  самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперёд машину, не находя ей  большего применения, он её быстро бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в  игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими  детьми, с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как  организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно –  значит заведомо тормозить развитие детской личности.
 
    Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры маленького  ребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Для малыша игрушка – центр игры,  материальная опора. Она наталкивает его на тему игры, рождает новые связи, вызывает  желание действовать с ней, обогащает чувственный опыт. Но игрушки, которые нравятся  взрослым, не всегда оказывают воспитательное значение для детей. Иногда простая  коробка из-под обуви ценнее любой заводной игрушки. Коробка может быть прицепом для  машины, в которой можно перевозить кубики, солдат, кирпичики, или устроить в коробке  коляску для кукол.
 
    Старшие дошкольники ценят игрушки, сделанные руками родителей. Ребятам постоянно  необходимо иметь под руками кусочки меха, ткани, картона, проволоки, дерева. Из них  дети мастерят недостающие игрушки, перестраивают, дополняют и т.п., что, несомненно,  расширяет игровые возможности детей, фантазию, формирует трудовые навыки.
    В игровом хозяйстве ребёнка должны быть разные игрушки: сюжетно-образные  (изображающие людей, животных, предметы труда, быта, транспорт и др.), двигательные  (различные каталки, коляски, мячи, скакалки, спортивные игрушки), строительные наборы,  дидактические (разнообразные башенки, матрёшки, настольные игры).
 
    Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну,  привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чем  сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая  игрушка ему нужна и для какой игры. Часто девочки играют только с куклами, поэтому  часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка,  находчивость, творческие способности. Девочки с куклами играют или в одиночку, или  только с девочками. С мальчиками у них нет общих интересов и нет предпосылок для  возникновения дружеских взаимоотношений между детьми. Мальчики обычно играют с  машинами, с детским оружием. Такие игрушки тоже ограничивают круг общения с  девочками. Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и на  «мальчишечьи».
 
    Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика,  малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т.п. Важно, чтобы малыш получил возможность  заботиться о ком-то. 
 
     Мягкие игрушки, изображающие людей и животных, радуют детей своим  привлекательным видом, вызывают положительные эмоции, желание играть с ними,  особенно если взрослые с ранних лет приучают беречь игрушки, сохранять их опрятный  вид. Эти игрушки оказываются первыми помощниками детей в приобретении опыта  общения с окружающими детьми и взрослыми. Если у ребёнка нет сестёр и братьев, то  игрушки фактически являются его партнёрами по играм, с которыми он делит свои горести  и радости. Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы,  пространства, цвета, воображение, конструктивные способности.
 
 Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку, вместе подумать,  какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие  конструкции, как использовать постройку в игре.
    Игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность  получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность,  глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению.
 
     Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять  правила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры были  равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему надо играть,  соблюдая правила, постигая их смысл.
 
    Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они  привлекательны своим внешним ярким видом, умением «разговаривать».
 
    Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов дают  возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной  литературы, придумывать сказки.
 
    Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили  игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать  самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной.    Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их,  предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играя вместе с  ребёнком, родителям важно следить за своим планом. Ровный, спокойный,  доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что  его понимают, с ним хотят играть.
 
    Если у дошкольника, особенно у маленького, есть игровой уголок, то время от времени  ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате  бабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождает новые  игровые действия, сюжеты.
 
   Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не  бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких  ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в  дальнейшем.

Игра «Рассказываем сказку».

Цель: развитие слуховой памяти, объема запоминания.

Возраст: 5 лет и старше

1 вариант: дети сидят в кругу, один начинает рассказывать сказку другой продолжает. Каждый произносит 1 – 2 фразы, форсируя ход событий в сказке.

2 вариант: выбирают тему сказки. Задача не выйти за пределы темы. Придумывая сказку, дети часто кого в ней убивают, пугают, уничтожают. В этом случае в конце игры обсуждается, кому и почему хочется об этом говорить, какие ощущения при этом испытывают.

Упражнение на развитие двигательной памяти

Цель: развитие двигательной памяти, координации движений.

Возраст: 4 лет и старше

Вспомни как прыгает щенок за косточкой? Покажи.

Как ходит корова? Покажи.

Как бодается бык? Покажи.

Как кошка лежит на солнышке?

Как бегает по рельсам трамвай?

Как ты поднимаешься по лестнице?

Как тормозит машина, что на у светофора?

Как милиционер своей палочкой останавливает машину?

Как бабушка поправляет очки?

Упражнение "Запоминаем слова"

Цель: развитие слуховой механической памяти

Возраст: с 4 лет и старше

Не торопясь прочтите ребенку с интервалом в 5 секунд. 10 приведенных ниже слов. Дети должны их запомнить и все их воспроизвести.

Слова: тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка.

Упражнение "10 цифр"

Ребенку называется 10 цифр. Ребенок должен постараться запомнить их в том порядке, в каком они назывались.

Например: 9 3 7 10 4 1 6 8 2 5

Игра «Гуляем по лесу».

Цель: развитие зрительной памяти;

Возраст: с 5 лет.

Представь, что мы в лесу! Я буду называть тебе птиц. Ты должен вспомнить тех, кого я пропустила. Итак: сорока, ворона, ласточка, дрозд, малиновка.

Задание № 1: назови всех птиц, каких ты знаешь

Задание № 2: картинка убирается. Ребенка просят вспомнить тех птиц, которые были названы в начале игры.

Игра «Запахи и звуки»

Цель: развитие обонятельной и осязательной памяти.

Возраст: с 5 лет.

Представь, что идет дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу. Что ты видишь? Расскажи. Представь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни, как шумит дождь. Что такое шум дождя? Дождь закончился, мы вышли на улицу. Вспомни запах земли, травы после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы, умытой дождем?

Игра «Вкус и запах»

Цель: развитие обонятельной памяти.

Возраст: с 5 лет.

Задание № 1: Представь лимон.

Каков он на вкус?

Вспомни как пахнет лимон? Расскажи об этом.

Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?

Задание № 2: нарисуй лимон.

Задание № 3: представь апельсин.

Каков он на вкус?

Вспомни как пахнет апельсин.

Какого цвета апельсин?

Представь что ты держишь его в руке. Что ты чувствуешь?

Задание № 4: нарисуй апельсин

Задание № 5: Расскажи, чем отличается лимон и апельсин. Чем они похожи.

Игра «Снежки »

Цель: развитие эмоциональной памяти.

Возраст: с 4 лет.

Мысленно поиграем в снежки.

Задание №1: представь снег. Вспомни, какого он цвета. Всегда ли он белый?

Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться, с чем можно сравнить снег в ясный зимний солнечный день.

Задание №2: Вспомни, как хрустит снег под ногами. Как ты думаешь, с чем можно сравнивать хруст снега под ногами человека.

Задание №3: Представь, что ты держишь в руках пригоршни снега. Что ты делаешь шарик из снега. Что ты чувствуешь?

Игра «Загадки»

Цель: развитие слуховой памяти

Возраст: с 5 лет.

Я загадаю тебе загадку, а отгадку прошу нарисовать.

Внимание! Что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной

И стоит среди травы,

Уши больше головы (заяц)

Задание №1: Какими словами можно рассказать про зайца.

Задание №2: Вспомни и повтори загадку?

Игра «Экран».

Цель: развитие зрительной памяти.

Возраст: с 4лет.

На полу или на столе разложены различные предметы в определенном порядке. Все дети фотографируют своим внутренним взглядом эти предметы. Фотографирование идет на счет 5. после этого все закрывают глаза и отворачиваются. Педагог делает некоторые изменения, по сигналу дети открывают глаза, тот кто увидел изменения, поднимает руки и называет.

Игра «Видеоскоп».

Цель: развитие произвольной зрительной памяти

Возраст: с 5 лет.

Дети сидят в кругу. По кругу передается одна за другой 1 – 2 (позже более) открыток. Примерно через каждые 10 секунд, педагог дает сигнал (хлопок) и дети передают своему соседу справа открытку и получают другую. Когда открытки прошли по кругу 2 -3 раза их откладывают в сторону. Попросите детей вспомнить и рассказать, что изображено на 1-ой открытки и так далее. Остальные добавляют, то что кто-то забыл.

Игра «Опиши предмет»

Цель: развитие произвольной зрительной памяти.

Возраст: с 5 лет.

1. дети сидят в кругу. Педагог пускает по кругу предмет. Дети внимательно его рассматривают и по сигналу передают соседу. Предмет убирается, дети его должны описать.

2. выходит ребенок, перед ним разложены 5-6 предметов. Он внимательно рассматривает их. Затем отворачивается и дает описание предметов (описание возможно по схеме: цвет, форма, материал)

Игра «Запомни картинки»

Цель: развитие произвольной зрительной памяти

Возраст: с 4 лет.

Для этой игры надо заранее заготовить 10 12 картинок. На каждой картинке должен быть изображен один предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми. Играющие рассматривают картинки, убираются и все называют те картинки, которые запомнили. Можно назвать по очереди по одной картинке выигрывает тот, кто последним вспомнит картинку, еще не названную другими

Игра «Какой игрушки не хватает? »

Цель: развитие зрительной памяти, объема внимания.

Возраст: с 3 лет

Поставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну из игрушек. Вопрос к ребенку: «какой игрушки не хватает? ». Игру можно усложнить: ничего не убирать, а только менять игрушки местами; увеличить количество игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.

Игра «Пересказ по кругу»

Цель: развитие слухового запоминания

Возраст: с 5 лет.

Ведущий читает текст, участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков, далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе слушают текст еще раз и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки

Игра «Обезьянка»

Цель: развитие зрительной памяти

Возраст: с 3лет.

Ведущий предлагает детям: «давайте мы с вами сегодня превратимся в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все что видят». Ведущий на глазах складывает конструкцию, предлагая запомнить и точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.

Игра в слова

Цель: развитие слуховой памяти

Возраст: с 5 лет.

Сейчас я назову вам несколько слов. Постарайся их запомнить. Внимание!

Сокол, сито, сосна, старик, сарай, снегурочка.

Задание 1: назови слова, которые ты запомнил.

Задание 2: как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов.

Задание 3: если ты знаешь, как пишется буква «с», то напиши ее.

Игра «Запоминаем вместе».

Цель: развитие слуховой памяти.

Возраст: с 4 лет.

Один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-нибудь свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье и т. д.

Это упражнение рекомендуется проводить неоднократно.

Игра «Вспомни пару».

Цель: развитие смысловой памяти

Возраст: с 5 лет.

Прочитайте ребенку первый ряд слов и предложите запомнить их попарно. Затем прочитайте только первое слово каждой пары, а ребенок должен назвать второе слово пары.

1 ряд: кукла – играть, курица – яйцо, нож – резать, лошадь – сани, книга – читать, бабочка – муха, солнце – лето, щетка – зубы, мышка – норка, снег – зима, петух – кричать, корова – молоко, лампа – вечер.

2 ряд: жук – кресло, перо – вода, очки – ошибка, рыба – пожар, топор – кисель, замок – время, спички – овца, голубь – отец, лепка – трамвай, сапоги – котел, расческа – вечер, кольцо – завод, чашка – море.

Игра «Пары картинок».

Цель: развитие смысловой памяти

Возраст: с 5 лет.

Приготовьте 7-8 картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разложите их попарно перед ребенком. Картинка, на которой нарисовано дерево, кладется рядом с изображением леса. Предложите ребенку внимательно рассмотреть все рисунки и постараться запомнить. Через 1-2 мин. Уберите картинки с правого ряда. Попросите ребенка, чтобы он, глядя на оставшиеся картинки назвал те которые убраны.

Варианты рассказов для запоминания.

Цель: развитие слуховой памяти.

Возраст: с 4 лет.

№ 1. Жил был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро – быстро, споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку и она перестала болеть.

№ 2. Жили-были детки. Подарила им мама деревянную лошадку. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят детки, а у нее ножка сломана. Позвали они дядю Ваню, и он починил лошадку.

Попросите ребенка, воспроизвести прослушанное, как можно ближе к тексту. Если ребенок не справляется, следует задать ему вопросы.

№ 3. Жила была девочка Зоя. Построила девочка из кубиков машину. Посадила в машину мишку и начала катать. «Ту-ту машина, катай моего мишку». Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся. Положила Зоя мишку в кровать и дала ему лекарство.

Игра «Слушай и исполняй»

Цель: развитие двигательной памяти.

Возраст: с 4 лет.

Ведущий называет вслух несколько движений, не показывая их. Нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были заданы.

Игра «День рождение куклы».

Цель: развитие зрительной и слуховой памяти.

Возраст: с 3 лет.

Взрослый сообщает, что у куклы наступил день рождения и скоро придут гости поздравить именинницу. А как зовут гостей, они узнают позже. Взрослый достает 4-5 игрушек и называет их имена. Затем все гости усаживаются за стол, и начинается чаепитие. Ребенок должен всех угощать чаем, обращаясь по имени. Игру можно изменять, приглашая к кукле разных гостей и называя их разными именами. Количество гостей постепенно увеличивается.

Игра «Пара слов».

Цель: развитие смысловой памяти

Возраст: с 5 лет.

Предложите ребенку запомнить несколько слов (начать можно с 5-6 слов). Предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например: кошка – молоко, мальчик – машина. Попросите ребенка запомнить вторые слова. Затем называете первое слово, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными связями.

Упражнение «Осень».

Цель: развитие смыслового запоминания

Возраст: с 5 лет.

Я прочитаю тебе стихотворение. Прошу тебя нарисовать, то о чем говорится в этом стихотворении.

Миновало лето

Осень наступила,

На полях и в рощах

Пусто и уныло

Птички улетели,

Стали дни короче.

Солнышко не видно,

Темны, темны ночи.

После того, как рисунок будет закончен, стихотворение заучивается.

Игра «Магазин»

Цель: развитие слуховой памяти

Возраст: с 4 лет.

Ведущий может послать ребенка в «магазин» и попросить его запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с одного двух предметов, увеличивая их количество до 4-5. В этой игре полезно менять роли и сами магазины могут быть разными: «булочная», «молоко», «игрушки», и др.

официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации - http://www.mon.gov.ru

федеральный портал "Российское образование" - http://www.edu.ru

информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" - http://window.edu.ru

единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru

федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru

сайт управления образования администрации МО «Жигаловский район» - http://zhiguo.ucoz.ru

сайт Министерства образования Иркутской области - http://38edu.ru